Вот. Из книги Н.В.Благово "Спортивное ориентирование Ленинграда" (1984 г.)
От "закрытого маршрута" к туристскому ориентированию
Спортивное ориентирование - сегодня сочетание этих слов понятно не
только многим ленинградцам, но и жителям большинства городов страны, людям
самых разных возрастов и профессий. Однако, прежде чем спортивное ориентирование
достигло нынешней популярности и приобрело статус самостоятельного вида спорта,
получило свое современное название - оно прошло долгий и нелегкий путь.
Мысль о том, что умение ориентироваться на местности с помощью компаса и
карты может быть предметом соревнования, и благодаря соперничеству будет
возрастать интерес к овладению молодежью этими полезными навыками, одному из
первых в Советском Союзе пришла к преподавателю ЛГПИ им. А.И.Герцена Владимиру
Владиславовичу Добковичу (1907-1983 гг.). Именно он, будучи уже тогда активным
организатором туризма, впервые в нашей стране, в 1939 году провел в окрестностях
Ленинграда соревнования туристов, во время которых было необходимо в ночных
условиях пройти с помощью карты и компаса по заранее неизвестному ("закрытому"
маршруту, при этом в процессе движения требовалось в определенном (заданном) порядке отыскать несколько контрольных пунктов (КП). Эти соревнования по праву можно считать "прадедушкой" отечественного спортивного ориентирования. Уже в 1940 году состоялось первое летнее первенство города по ночному "закрытому маршруту".
В зимних условиях первые соревнования В.В.Добковичу удалось провести
только 12 января 1941 года. Советско-финские военные действия в 1939-1940
годах выявили возросшее значение умения быстро и безошибочно ориентироваться на
местности, что обусловило явно выраженную военно-прикладную направленность этих
соревнований. Каждый участник обязан был нести винтовку, противогаз и 8 кг
неприкосновенного груза ( женщины - только противогаз и груз ). На старт вышло
26 команд - 16 мужских и 10 женских, в каждой команде было по 10 человек.
Мужчины должны были пройти маршрут 26,5 км, а женщины - 8,5 км. На КП стояли
палатки с судьями и горели костры.
Героическая битва советского народа с фашизмом в 1941-1945 годах прервала
мирную жизнь нашей страны, и в то же время боевые действия на фронте и в тылу
врага подтвердили важное военно-прикладное значение умения ориентироваться в
незнакомых условиях.
В первые же послевоенные годы ачалось возрождение деятельности туристских
организаций, и при Комитете по делам физической культуры и спорта была создана
туристская секция ( в то время федераций не было ), которую возглавил
В.В.Добкович. Наряду с организацией и пропагандой туристских походов как
средства физического и нравственного воспитания трудящихся, В.В.Добкович и его
соратники А.А.Хршановский, А.В.Громов энергично принялись и за возрождение
ночных туристских соревнований, рассматривая их как одну из форм тренировочного
процесса в межсезонный период. В 1948 году существовавшее в те годы студенческое
добровольное спортивное общество "Наука" организовало свое первенство по ночному
закрытому маршруту, а с 1949 года возобновилось проведение летних и зимних
первенств города.
В 50-ые годы этот вид туристских соревнований приобрел огромную
популярность среди ленинградских туристов, особенно среди студенческой молодежи.
Не только ДСО и городская секция включали в свои календари зимние и летние
первенства, но даже в отдельных коллективах физкультуры выходили на старт
туристы, выступая за команды внутренних подразделений. Так, на одном из
первенств ЛГУ им. А.А.Жданова, проходившем в районе Чертова озера, на осенний
старт вышло свыше 200 команд, то есть более 1000 участников. Наибольших успехов
в эпоху расцвета ночных закрытых марщрутов добивались команды ЛПИ им.
М.И.Калинина ( Д.Максимчук, Б.Полоскин, Л.Беляков, Н.Алексеевский, Г.Ильменков,
И.Бессонова, Э.Коробейникова ), ЛГУ им. А.А.Жданова ( В.Матюшин, И.Якорь,
П.Алексеев ), ЛГПИ им. А.И.Герцена ( М.Антиосов, В.Неустроев, В.Яблочков ),
ЛИТМО ( Ф.Вергилесов, А.Панов, И.Назарова ), ЛЭТИ им. В.И.Ульянова-Ленина
( Л.Лебедкин, А.Муравьев, А.Одинцов ), завода "Красная Заря" ( Г.Сидоров ),
Кировского завода ( А.Кузнецов ). Большинство капитанов команд имели звание
мастера спорта СССР по туризму.
Условия проведения прародителей нынешних соревнований отличали
романтическо-прикладной характер, огромный эмоциональный настрой участников, их
горячий энтузиазм и, конечно, присущая только этому виду специфика. В качестве
карт использовались "синьки" выкопировок топографических карт масштабов
1:100000, 1:50000. На листах "синьки" обычно были нанесены только дороги и
просеки, а также крупные элементы гидрографии; рельеф и растительность, как
правило, отсутствовали или показывались глобально и весьма приблизительно.
Протяженность дистанций достигала 15-20 км у женщин, 25-30 км у мужчин. Для
предотвращения преследования каждой команде планировался свой маршрут, что
создавало особые трудности постановщикам дистанций, старавшимся все-таки
обеспечить примерно равные условия соревнующимся. Маршрут движения команда
узнавала только в момент старта, когда судья вручал капитану запечатанный
конверт, содержащий карту-схему и так называемый "приказ", т.е. лист бумаги
установленной формы, на котором начальником дистанции в соответствующих графах
было вписано : "1. С места старта двигаться к КП No.1, расположенному на
расстоянии 675 метров от пересечения лесной дороги с ручьем, азимут 243 градуса.
2. От КП No.1 следовать к КП No.2, расположенному... и т.д." На карте-схеме КП
были обозначены кружками и пронумерованы, но не соединены между собой линиями.
На всех КП обязательно находились палатки, костры и судьи-контролеры, которые
своей подписью в соответствующей графе удостоверяли прохождение КП. Призм в те
годы еще не было. Иногда контролеры засыпали, костер гас, и такой КП найти было
очень трудно.
Уже в то время, прежде чем размножить "синьки" с выкопировки, постановщики
дистанций обязательно выходили на местность и вносили в кальку, если возникала
необходимость, корректировку. Конечно, корректировка касалась большей частью
лишь дорожно-просечной сети и была достаточно грубой, так что тактический
опыт, интуиция и умение держать точный данный азимут были основным вооружением
команд того времени. Кроме армейского компаса Андрианова, непременным
снаряжением участника был всегда и транспортир, помогавший точно откладывать
азимут по карте-схеме.
Все участники делились на две группы - разрядников ( в соответствии с
действовавшей с 1949 года туристской спортивной классификацией ) и новичков.
Каждая команда обычно состояла из 5 человек. Для мужчин вес контрольного груза
составлял 12 кг (разрядники) и 8 кг (новички), для женщин соответственно - 10 кг
и 6 кг, однако в разных соревнованиях он мог и отличаться от вышеприведенных
значений. Перед стартом специальный судья продевал проволоку через проушины
рюкзака и производил опломбирование свинцовой пломбой и вагонным компостером.
Аптечка, питание, топор и веревка были обязательны, но в контрольный груз не
входили. На финише всегда производилось контрольное взвешивание, и в случае
нарушения пломбы или нехватки веса результат команде не засчитывался. Старт
всегда был раздельным, и не только по времени, но иногда и по месту, т.е.,
например, каждую команду выпускали на старт с автомашины в разных местах шоссе.
По дистанции команды двигались пешком, как в походе, иногда устраивали привалы с
приемом пищи. Старт нередко давался в полночь или на час раньше, первые команды
обычно приходили на финиш лишь ранним утром, а иные и в середине следующего дня.
В первые годы проводилось одно-два соревнования в сезон, с увеличением
популярности число стартов росло, подробнее становились карты, унифицировались и
формы проведения. Центральным Советом по туризму были даже разработаны и
утверждены в 1957 году временные правила проведения туристских соревнований.
Первые годы
С течением времени среди энтузиастов и активистов ночных закрытых
маршрутов, стремившихся повысить спортивность и совершенствовать формы
проведения соревнований, стало укрепляться мнение о том, что движение по
дистанции командой не позволяет каждому участнику проявить в полной мере свои
индивидуальные тактические и физические способности. Действительно, все чаще
команды формировались по принципу - один опытный турист и четверо просто
здоровых людей, способных долго нести тяжелый рюкзак. Если же собирались в
команду квалифицированные участники, то нередко разгорались споры в вопросе
выбора вариантов пути движения на тот или иной КП. Все больше ощущалось также
тормозяшее значение контрольного груза, серьезно затруднявшего возможность
перехода с быстрого шага на бег, что было бы более спортивно и естественно
в условиях соревнований.
Так большой и богатый опыт, накопленный при проведении соревнований по
ночному закрытому маршруту, стал логической предпосылкой появления принципиально
новой формы туристских соревнований - дневных, индивидуальных и без контрольного
груза. При этом необходимо подчеркнуть, что новый вид соревнований появился
у нас практически без использования зарубежного опыта, о существовании которого
в то время почти ничего не было известно.
Важную роль в организации первых таких соревнований сыграл ленинградец
Лев Вениаминович Лебедкин, ученик
В.В.Добковича, мастер спорта СССР по туризму, имевший большой опыт участия в
первенствах по ночному закрытому маршруту. Еще в 1958 году он выполнил полевые
работы, затратив в сумме около 20 дней, откорректировал в районе станции Рощино
местность площадью 12 кв.км, для которой подготовил кальку оригинала карты в
масштабе 1:20000. Весной следующего года он предложил провести на этой карте и
по спланированным им дистанциям соревнования по новой программе. Интересную идею
на всех административных уровнях активно поддержал председатель городской
туристской секции А.Л.Васильев. После сложной организационной подготовки 19 июля
1959 года были проведены в районе реки Линдуловки ( в районе ст. Рощино )
принципиально новые соревнования, на которых разыгрывался приз Горспортсоюза.
На этот раз участники впервые стартовали днем, по одному и без рюкзаков.
В эксперименте отважились участвовать 32 мужчины и 17 женщин. Разрешение на
проведение соревнований по новой формуле было получено с большим трудом, так как
выход в лес одиночных туристов противоречил основным принципам туристской
безопасности. Были также и скептики, утверждавшие, что днем искать КП будет
слишком просто и неинтересно, или, наоборот, что КП без палатки и одному вообще
почти невозможно найти. Однако, вопреки маловерам, при солнечной, теплой погоде
и немалом числе зрителей ( из числа побоявшихся стартовать ), соревнования,
ставшие первым летним первенством Ленинграда, состоялись. Главным судьей был
Р.А.Рыбин. Победу на мужской дистанции длиной 8,2 км с 5-ю КП одержал опытный
турист Анатолий Муравьев, женскую дистанцию длиной 5,7 км с 5-ю КП быстрее всех
пробежала Т.Селиверстова. Вооружены они были компасами Андрианова, в руках на
дистанции имели непрочную "синьку", на КП отметку в карте делали контролеры.
Возбужденные впечатления участников первого старта были наполнены
преимущественно положительными эмоциями. Рассказы первых ориентировщиков
вызывали у болельщиков желание как можно скорее самим попробовать свои силы,
проверить свое мастерство в новом виде соревнований туристов. И что было
особенно важно - ни один из стартовавших не потерялся, ни один из участников не
получил травмы. На многих участках трассы соревнующиеся уже бежали бегом, а на
финише А.Муравьев, Д.Максимчук и некоторые другие развивали прямо-таки
спринтерскую скорость.
Барьер скептицизма был преодолен...
Исправлений: 2. Последний раз редактировал Viktor Dobretsov в 10.05.2008, 23:25.