Разъяснения о сути упражнений от В.Г.Урванцева:
«Ой, мама, где я?!»
Наверное, каждый хотя бы единожды оказывался на маркированной трассе в состоянии
полной потери своего местонахождения (на жаргоне ориентировщиков –«маму искал»).
е существует универсального рецепта, как действовать в такой ситуации, но есть
несколько, приёмов, которые могут помочь «привязаться» к местности и карте.
До контрольного пункта: передвигаясь по трассе без задержек, стараться
увидеть на местности уникальную (единственную) точку – характерный ориентир или
сочетание ориентиров, и отыскать эту точку в карте. (Чаще всего это удаётся на
линейных ориентирах). Дальше ориентироваться до пункта обычным образом.
На контрольном пункте (если не получается сразу определить его точку в карте)
внимательно осмотреть всю окружающую местность. Постараться представить, как это
должно выглядеть в карте, запомнить.
После КП: стараться запоминать путь (сочетания ориентиров вдоль трассы,
направление, повороты и примерное расстояние после КП), пока не достигнешь
характерного уникального ориентира. От этой (привязывающей) точки постарайтесь
восстановить в обратную сторону путь от предыдущего КП и по памяти окружающего пункт участка местности, проколоть точку КП.
Задача осложняется, если в карте удаётся разыскать несколько фрагментов, похожих
на место постановки пункта (т.н. «аналогичные ситуации»). Ещё интереснее случай,
когда не только район самого КП имеет аналогии в нескольких фрагментах, но и более-менее протяжённыё участки дистанции, где стоит КП, в этих фрагментах
похожи («параллельные ситуации»).
В этих случаях надо найти в карте т.н. «ключ», т.е. ориентир или их совокупность,
которые отличают одну ситуацию от другой, и постараться определить эти различия на
местности.
В упражнении «Мама, где я?!» карта виртуально «разрезана» на фрагменты, которые
«наклеены» в произвольном порядке, но все сориентированы на север.
Задача участника – определив, в каком фрагменте карты и в какой точке находится
КП, сделать прокол и проставить № пункта.
Рекомендуется не прокалывать КП сразу, на самом пункте, а отмечать только после
того, как убедишься в правильности своего решения, достигнув проверочного ориентира.
Отметка: компостеров на пунктах на тренировке нет; записать № пункта своим карандашом или карандашом, висящим на КП.
Не смотрите контрольные карты, не закончив упражнение! Для тех, кто собирается
потом бежать МТ по белой карте, не рекомендуется смотреть контрольные карты до
завершения последнего упражнения.
МТ по «белой» карте
Упражнение для проверки и развития пространственного чувства - комплекса чувств
направления и расстояния.
На белом листе нанесены: направление на север, масштаб 1:10000, точка старта, несколько точек КП с номерами и координатная сетка типа «Морской бой».
Задача участника: пробежать дистанцию и, используя компас, наколоть и пронумеровать точки недостающих КП. Рекомендуется не считать шаги и не делать
никаких графических построений на карте. Точки КП, впечатанные в карту, не дают
накапливаться ошибке и играют роль «задней привязки».
Координатная сетка служит для проверки результата по контрольной карте.
Ошибка до 10% расстояния – хорошо, до 25% - удовлетворительно.
Ошибка более 30% означает, что вам следует потренироваться в этом элементе.