Татьяна Свистун
Зарождение ориентирования в 239-ой школе
История тянется из "глубины веков" ленинградского туризма с его командными
ночными закрытыми маршрутами, через ЛГПИ им.А.И.Герцена, где обучался наш
главный герой - молодой тогда учитель математики - В.А.Рыжик. Он пришел
работать в 239 уже математическую школу из 253, где в свое время был любимым
учеником В.В.Бакрылова, но это уже другая история.
Валерий Адольфович привел с собой в 94 славную ватагу ребят, которые
и стали его первыми помощниками в завоевании школьных "мозгов" внешкольными
способами. К тому времени параллельных математических 9-ых классов было уже
восемь, а вместе с 10-ыми - одиннадцать.
Для тех, кто не учился в 239 "первых созывов", поясняем, что в школу
стекались круглые отличники со всего города, полные апломба и самоуверенности.
Очень быстро сообразительные ребятки усваивали, что их пятерки в обычных
школах соответствовали тройкам, а то и двойкам в математической. Все были
угнетены "успехами", новой обстановкой, боязнью "вылететь".
На фоне этого бледнолицего, невысыпающегося, подавленного большинства,
кучковавшегося "по классовому признаку", интернациональная команда Рыжика
выделялась своей шумностью, жизнерадостностью, здоровым юмором и внешней
беззаботностью. Основой коллектива был 108, где Валерий Адольфович рьяно
осуществлял классное руководство в разных формах : агитпоходы, спортивные
и трудовые лагеря, культпоходы, общие дни рождения, турпоходы, и конечно,
тренировки и соревнования по ориентированию. Все выходные и праздники были
заняты "грязным", а иногда и мокрым ( во время дождя ) делом - "шастанием по
лесу", как говорили завистники.
Внутри здания со львами, на лестнице или на двери кабинета математики
№ 32, регулярно стали появляться объявления с приглашением поехать за город и
попытать счастья в поисках контрольных пунктов (КП) на трассах ориентирования.
После выездов вывешивалась интригующая листовка с оценками и назначался
разбор "полетов" с анализом трасс и результатов, а также всего, что происходило
в лесу и по дороге туда и обратно. Для Рыжика это был повод поучить,
повоспитывать и самому поучиться, а для ребят - возможность встретиться,
пообщаться и выразить свое мнение по любому вопросу.
Вот в таких демократических условиях и происходило становление
ориентирования и как идеального воспитательного средства для "мозговитых
школьников", и как нового вида спорта. Мы все вместе, сами того не замечая,
очень медленно нащупывали принципы постановки дистанций и способы их
прохождения, необходимость корректировки карт и хорошей физической подготовки.
Хотя первый год был годом привлечения и обучения новичков, дело постепенно и
неминуемо шло к успеху.
Как реагировали не охваченные этим движением остальные школьники ?
По-разному, как и следовало ожидать. Большинство считало, что ЭТО не для них, и
пришли они в школу не за ЭТИМ. ( Хотя Юрию Матиясевичу бегание по лесам не
помешало стать МАТЕМАТИКОМ мировой величины... )
Многие присматривались и завидовали, но не решались присоединяться к
сплоченному коллективу, да еще занимающемуся никому не известным, экзотическим
видом спорта. Только отдельные выдающиеся личности примкнули сами сразу
и навсегда, составив затем костяк будущего клуба. Так появились Рома Мельцер,
Боря Шойхет, Таня Рыбина, Регина Дворсон, Ира Штейнвейс, Алена Титова (Титоша),
Коля Химин. Они приросли к 108, как свои, и помогали "шефу" абсолютно во всех
школьных делах.
Так пришел Валера Акулиничев и сразу выиграл исторические соревнования -
первое первенство 239 осенью 1962 г., причем выиграл у самих "королевских
тигров" - Юрия Меньшутина, Саши Гутнера и Саши Мальгина - и их сотоварищей
по 94 классу - Володи Скитовича и Саши Яковлева, а главное, у опытного Виктора
Гарбарука. Эти парни и составили самую первую сборную школы в пилотках и все
остальные сборные, по крайней мере, на 1,5 года, пока новички, ими же
привлеченные и обученные, не начали их обыгрывать.
Ребята из 94 не просто бегали лучше всех, а для каждой тренировки
"совершали гражданский подвиг" : печатали фотокарты, рисовали призмы - знаки
КП, а главное, ставили трассы, пока остальные участники дышали воздухом,
собирали грибы или пели песни. Это ИМ должны сказать "спасибо" первые мастера
и подмастерья 65-66 гг. выпуска, "заболевшие" ориентированием в поисках ИМИ
поставленных КП.
Пришедшие в ориентирование весной 1963 г. и позже знали не только
сильнейших спортсменов школы, но весь 108 в лицо, по имени и фамилии, ибо ОНИ
БЫЛИ ПЕРВЫМИ. Вспоминая давно минувшее и свой первый класс, Валерий Адольфович
особо отметил "активистов" - Иванова Мишу ( впоследствии известного учителя
физики в 239 ) и Володю Некруткина - и пятерых спортсменов : В.Гарбарука, двух
Валь - Румянцеву и Горячеву и двух Галь - Козловскую и Бенеманскую.
А что же учителя ? Как они относились к новому воспитательному феномену ?
Кто из взрослых помогал и поддерживал Рыжика ? Все знали, знают и будут знать
Александра Сергеевича Горшкова, как "своего в доску" и "песняра", независимо
от того, работал ли он в тот момент в школе и в какой должности. Большое
влияние на умы, вкусы и интересы "вундеркиндов" оказал друг Рыжика -
профессиональный музыкант и исполнитель - Эрик Блехштейн. Это он привел в школу
Александра Городницкого, который станет почетным членом клуба "Шаги", он
устраивал вечера песни в школе, он знакомил с лучшими новыми песнями, с новыми
бардами, с новым клубом "Восток". Для некоторых Эрик был главным магнитом
коллектива. Кроме того, все первые спортсмены выросли под присмотром лучшего
друга В.А. - учителя физики конкурирующей школы № 210 - Штейнварга Владимира
Натановича. Некоторые до сих пор уверены, что он работал в 239.
Нельзя не вспомнить добрым словом Элеонору Ивановну Игнатович - главного
специалиста по туристской работе в ДПШ ( Доме пионеров и школьников )
Октябрьского района, к которому и относилась школа. Первенство района по
туризму и ориентированию, кстати, было самым первым выходом в свет для
новоявленной "спортшколы". Есть подозрение, но нет уверенности из-за раннего
склероза, что именно там была первая внешняя победа в беге патрулей Ю.Меньшутин
- В.Акулиничев.
Абсолютно безотказной была помощь и поддержка Дворца Пионеров, а именно,
отдела краеведения и туризма. Нашим ориентировщикам хорошо знакомы имена
Г.С.Усыскина, А.В.Агапова, Ю.С.Краснокутского и, прежде всего, Исаака Евсеевича
Штейнбука - завуча отдела, а с 1964 г. - руководителя кружка ориентирования.
Именно с этого года соревнования по ориентированию приобретают почти
современный вид : участники бегают днем и по одному, без стандартного груза за
спиной, отмечаются сами на КП, где присутствие контролеров не обязательно.
Правда, КП часто ставятся не на ориентирах, а на объектах, не нанесенных на
карту, но это уже придирки по тем временам. Именно мз-за плохого качества карт
и неразработанности правил постановки дистанций результаты участников были
непредсказуемы. Они могли колебаться от полного провала до безоговорочной
победы, особенно если спортсмен бежал быстро.
Но это будет позже, а пока на старых черно-белых фото мы видим наших
дорогих учителей 239 вперемежку с друзьями В.А. и руководителями кружков
туризма за общим делом - проведением слетов, тренировок и соревнований.
Учительский коллектив 239 школы подбирался директрисой Марией Васильевной
Матковской очень тщательно. Она была мудрой женщиной и опытным партработником,
ничего не предпринимавшей без оснований и проверок. Прежде всего она сделала
ставку на молодых мужчин-педагогов, молодых женщин брала в исключительных
случаях и корректно расставалась со всеми учителями, кто не вписывался
в комсомольскую ячейку, или, по ее мнению, не соответствовал высоким моральным
требованиям. Так что учителя случайно в школу не попадали, и Рыжика она
пригласила, зная, какие надежды он может оправдать.
Генеральной стратегией передовой школы в те годы был высокий уровень и
объем внеклассной работы учителя, часто почти неоплачиваемый. Школьники не
должны были болтаться без дела и присмотра ! Чем бы "дитя" ни тешилось :
туризмом, литературой или физикой, или каким другим спортом, лишь бы все были
заняты. Только сейчас мы понимаем, что Мария Васильевна создала в школе все
условия для расцвета туризма с ориентированием, не опутала ограничениями и
помогала. Спасибо ей за это от всего ленинградского и всесоюзного
ориентирования, ибо выпускников нашей школы знает вся страна !
Теперь мы видим, что для успеха ДЕЛА РЫЖИКА 239 подходила идеально :
"молодая почва учеников с мозгами" стояла под парами, учителя - шестидесятники
заканчивали педагогические ВУЗы и находили место в расширяющейся школе, но
главное заключалось в нем самом - молодость, талант педагога, любовь учеников,
космическая энергия, работоспособность, полная самоотдача и бесстрашие перед
незнакомым делом.
Естественно, помощники-учителя нашлись. Некоторые сразу, как Эдуард
Константинович Лявданский и Мирра Гиршевна Кацнельсон.
Первый слет, где 239 участвовала, - слет ЛГПИ им. А.И.Герцена на майских
праздниках 1963 г., - проводился патриархом ленинградского туризма
В.В.Добковичем в Лемболово на р.Кожице. Наши встали на другом берегу с шатрами
и заявились несколькими командами на соревнования по "туристскому
ориентированию". Это была трасса в заданном направлении, уже без груза, днем,
но еще командами, как бы "палатками". Рыжик выставил несколько команд,
по-разному смешанных, из соображений, которых теперь не помнит никто.
Важно только то, что наши выиграли двумя командами у бывалых студентов,
среди которых были туристы с многолетним стажем. Победителями стали Александр
Гутнер и две Вали : Горячева и Румянцева. Награждал их сам Добкович. Стало
ясно, что пора выигрывать у всех остальных. И началось победное шествие 239 !
Правда, через 35 лет выяснилось, что Гутнер помнит, как он тащил Румянцеву
на плечах, а Горячева тянула спереди за руки. Никто другой этого не помнит,
дело закрыто, а результат - на грамоте.
Через месяц школа выставила 2 полных команды ( по 4 юноши и 4 девушки )
на Городской слет юных туристов, где кроме полосы препятствий проводилось
ориентирование в заданном направлении отдельно среди мужских и женских команд.
И здесь снова отличились две Вали, капитаном у которых была хромая Алена
Титова, а четвертой - новичок Наташа Победоносцева. Теперь уже тащили Наташу,
да так старались, что опередили первую команду девушек, а Саша Гутнер с Валерой
Акулиничевым и одноклассниками Юрой Меньшутиным и Скитовичем победили без
"бурлацких" приключений. Там же наша команда бывалых победила на полосе
препятствий, несмотря на сильнейшую конкуренцию со стороны Дворцовских
туристов, которые только этот предмет соревнований и уважали. "Бывалыми"
назначили ту же отличившуюся мужскую команду, заменив Скитовича на Сашу
Мальгина и добавив девушку, а кого - они не помнят. Ясно, что не Румянцеву, а
то бы запомнили !
Забегая вперед, отметим, что школа насильственного выигрывания, или
"натаскивания на победу" оправдывала себя постоянно : уже через год Наташа
Победоносцева оправдала доверие старших и свою фамилию, став осенью 1964 г.
чемпионкой Ленинграда в личном зачете...
Эти материалы были подготовлены в 1998 г. для страниц,
посвященных 35-летию клуба "Шаги" и впервые опубликованы
на сервере 239-ой школы
Санкт-Петербурга. Автор проекта - Татьяна Свистун,
автор оригинальной компьютерной версии - Александр Бабаев.
|
.
|