Александр Лисененков



Вместо эпиграфа:

Проверяющий дистанцию


     Александр Лисененков со школьной скамьи влюблен в ориентирование! Он
не успел стать мастером спорта,  но он стал "профессором" ориентирования.
Процесс орентирования для него вечное наслаждение.  Он потрясающе  "читал
карту" на скорости,  он не мог  что-то не прочитать.  Летом 1985 года  он
победил в соревнованиях на приз "Невской зари".                          

     Один из ленинградских тренеров  как-то  в сердцах  ему бросил  после
дистанции: "Зачем тебе эти микроямки и микробугорки,  полянки и пропашки?
Отработай  азимутом  свои  пятьсот  или восемьсот  метров  до перекрестка
просек, возьми КП и не создавай себе ненужных сложностей. Ведь на финише,
если ты показал лучший результат, тебя никто не спросит, что ты делал или
видел в лесу!"                                                           

     Саша так не может.  Карта  ДОЛЖНА  соответствовать  местности.  Игра
ДОЛЖНА  быть  честной.  Его  порядочность  и  педантичность  безграничны.
Благодаря этим своим качествам  Александр Лисененков стал территориальным
инспектором  федерации  Санкт-Петербургского,  а тогда еще Ленинградского
ориентирования, человеком, проверяющим дистанции мастерского класса.     

     О его предусмотрительности среди друзей ходят легенды. У него всегда
все под рукой, с ним можно идти в разведку.                              

               (Владимир Шумилов, "Невская заря" за 10 января 1992 г.)   




.

Начало карьеры - стандартное, обязательное для кандидатов в члены клуба "Шаги" участие в судействе соревнований. Первенство школы в Лемболово, май 1965 года. Тогда еще все КП ставились с контролерами, вот я и был контролером КП. А зимой стала проявляться моя специализация в судействе - работа в службе дистанции. Не научиться ставить КП было нельзя - это входило чуть ли не в каждую тренировку. Планировать дистанцию действующему спортсмену тоже просто - примерно как выбрать вариант движения в соревнованиях по выбору за минуту до старта. Дальше, правда, начинается шлифовка - и тут уже нет предела совершенствованию. Ты шлифуешь дистанцию, а она шлифует тебя: в следующий раз сделаешь это лучше и быстрее. До армии в основном работал на подхвате, как член какой-либо бригады, хоть были работы покрупнее: отборочные в сборную ЦС "Труда" в Игналине, рисовка карты к Первенству СССР в Ленинском. Но серьезная работа по постановке дистанций началась уже после армии, с 1973 года. "Кто, если не ты?" - сказал мне Крылов. Я оглянулся вокруг, вздохнул грустно и взялся за дело. А дел было много. Постановка зимних дистанций (тогда - в основном маркира) требует очень большого труда даже при самой благоприятной погоде. Ленинградская же капризная погода добавляет еще хлопот. Затяжная оттепель или сильная метель способны свести на нет все твои усилия. Еще обиднее, когда начинает вредить злонамеренная человеческая рука. Первенство Ленинграда в Серово в 1974 году ( мужская дистанция ) было сорвано несколькими переставленными флажками разметки - трасса выскочила на встречную петлю и понеслась "против шерсти". Труд, затраченной на освоение этого сложного для постановки района, пропал. Комментарии разъяренных участников я здесь приводить не буду. Сейчас лыжня соревнований готовится с помощью техники, однако труда на это затрачивается не меньше, ведь серьезно возросли требования к качеству трассы. Постройка мостов через ручьи и канавы, трассировка спусков - дело очень трудоемкое. Самый большой мост под "Буран", в строительстве которого я участвовал, был наведен через реку Волчью в Петяярви. Восемь здоровых мужиков целый день таскали бревна для его постройки, сделали промежуточную опору, скрепили скобами. А до соревнований мост не дожил - был растащен на дрова... В последние годы на зимних соревнованиях я работаю в бригаде Андрея Волкова. Нас много, мы - коллектив, но работы все равно по горло. Вся осень - на прорубке трассы и постройке мостов, по снегу - накатывание и окончательная прочистка. Немного научился водить "Буран", но езда по трассам ориентирования требует серьезного мастерства, это еще впереди. Техника у нас старая и потрепанная, после рабочего дня в лесу - еще рабочий вечер, а то и полночи ремонта, и все это на морозе. Первый мой контакт с "Бураном" - отнюдь не езда с ветерком по дороге, а переборка ходовой части при 15-градусном морозе до полчетвертого утра. Наутро - в лес, и к технике после этого относишься как можно бережнее. Значительное место в моей судейской практике занимает инспектирование карт и дистанций. Начинал эту деятельность в очень благоприятных условиях - инспектируя бригаду В.М.Алешина на Первенстве СССР (Алоль, сентябрь 1978 года). Там принято весьма уважительное отношение к инспекторам и их работе, к тому же моими коллегами, а стало быть, и учителями были такие "зубры", как Р.Н.Кузьмин, Н.Н.Калиткин, Т.А.Райд. Дальше инспекции пошли потоком, немного на выезде ( Чемпионат СССР в Тарту в 1984-ом ), ЦС "Динамо" в Смоленске в 1980-м и в Вильнюсе в 1985-ом), а в основном дома, в Ленобласти, прежде всего, Чемпионаты Ленинграда. Это, наверное, самая трудная часть инспекторской работы - проверять то, что рядом. Большинство начальников дистанции (людей, кстати, квалифицированных, ответственных и трудолюбивых, в большинстве своем) смотрит на тебя, как на помеху, иногда как на дополнительную рабочую силу. Даже прямые нарушения правил не всегда удается исправить, а ошибки планировки удается убрать, только если у тебя есть готовая замена. И как высшую награду воспринимаешь благодарность бывших ярых противников инспектирования, когда они признаются, что твоя работа и в самом деле принесла пользу. Кроме инспектирования дистанций есть еще инспектирование предназначенных для них карт. Это совсем странная деятельность, потому что, с одной стороны, карта серьезных соревнований должна быть обязательно проинспектирована, а, с другой стороны, ничем не поощряется: сметами не предусмотрена и для судейских званий не учитывается (впрочем, с работой инспектора дистанций положение лишь чуть-чуть лучше). К тому же обычно дела обстоят так: летом соревнования, осенью рисовка, ноябрь - вычерчивание. В декабре материалы попадают к инспектору. Декабрь - не лучшее время для лесных прогулок, а работать и вовсе трудно. Комаров, правда, нет, зато есть "белые мухи". Иногда их успевает нападать по колено. Хорошо еще, если материалы удобные, скажем, фотокопия сделана, а то со здоровенной простыней-калькой ходишь, где-то азимуты выверяешь, где-то корчи пересчитываешь (кому-то ведь приспичит в них пункты ставить, это при нашем богатейшем рельефе!). А итог? Итог все-таки положительный: из трех-четырех десятков твоих замечаний около половины будет учтено и поправлено. (А.И.Лисененков, 1998 г.)



Эти материалы были подготовлены в 1998 г. для страниц, посвященных 35-летию клуба "Шаги" и впервые опубликованы на сервере 239-ой школы Санкт-Петербурга. Автор проекта - Татьяна Свистун, автор оригинальной компьютерной версии - Александр Бабаев.
.
.

Назад

.