ПЕРВЫЕ АЗИМУТЫ -
НА КАРЕЛЬСКОМ ПЕРЕШЕЙКЕ


    Я держу  в руках  старую газету,  страницы  пожелтели,  а может  быть,
и первоначально  были не очень белыми,  ибо  бумага неважная,  что отчасти
объясняет  время издания — январь 1941 года.  Название газеты - "Советский
туризм и альпинизм".  Этот, четвертый номер  привлек мое внимание  потому,
что  здесь  помещена  маленькая,  всего  в 50 строк  заметка  с  необычным
заголовком:  "Гонки  по  закрытому  маршруту".   Она  начинается  словами:
"Впервые  в Союзе  12 января 1941 г.  в районе  Кавголово  были  разыграны
лыжные  командные  гонки  по  закрытому  маршруту".  Большинству  нынешних
читателей  журнала "Азимут" и невдомек, что здесь идет речь о "прадедушке"
современного спортивного ориентирования. Лишь убеленные сединами ветераны,
проводившие в молодости  свои отпуска  в туристских походах, понимают, что
заметка  рассказывает  об  увлекательных  ночных  командных  соревнованиях
туристов  1940-х - 1950-х годов.  "Закрытый"  (т.е. неизвестный до старта)
маршрут  придумал  ленинградец,   старший  инструктор   туризма   Владимир
Владиславович  Добкович,   подписавший   вышеупомянутую   заметку.  Старые
питерские туристы до сих пор могут оживленно вспоминать об азартной борьбе
и  забавных случаях,  происходивших  в те  далекие времена  в темных лесах
Карельского перешейка.                                                    

    Свидетельством  популярности  этого  вида туризма  может служить  факт
участия  в первенстве  университета  тех лет  более 1000 команд (!), после
финиша  которых  осталась  внушительная  груда  кирпичей  (2 кирпича тогда
составляли  обязательный  контрольный груз  каждого),  они пришлись кстати
близживущему  дачнику.   Ни  один  слет   туристов,   ни  одно  первенство
спортобщества,  а уж тем более  чемпионат города,  не обходились  без этих
увлекательных соревнований, служивших к тому же своеобразной тренировкой в
туристское межсезонье.  А условия, которые предлагались командам, нынешним
звездам  лесного  спорта  покажутся  просто  чудовищными:  вместо  карты -
"синька"   (светокопия   на   непрочной   бумаге),   т.е.   выкопировка  с
топографической основы 1:100000, прошедшая строгую цензуру, длина маршрута
20—30 км,  да еще  за спиной  рюкзак  с 12 кг  груза.  Но несмотря  на это
соревновались,  находили КП  (правда,  с  контролерами  и  костром),  хотя
финишировали  нередко  лишь  утром  следующего  дня.  Вместе с тем все эти
обстоятельства  и огорчали  наиболее  спортивных участников — груз  мешает
бежать, на карте лишь крупные линейные ориентиры да кое-какая гидрография.
И еще - многим хотелось самостоятельно попробовать свои силы,  а не тащить
бездумно рюкзак  вслед за капитаном команды.  Поэтому когда в 1958 г. Лева
Лебедкин,  молодой мастер спорта  по туризму и к тому же  отличный лыжник,
стал  вести  разговоры  о том,  что надо отменить груз,  а бегать лучше по
одному,  многие туристы  стали его  активно поддерживать,  но тут сразу же
возникло,   казалось,   непреодолимое   препятствие   в  виде  официальных
спортивно-туристских организаций.  Их  довод  был  неотразим: выход  в лес
поодиночке  является  прямым  нарушением   основного  принципа  туристской
безопасности.  Время  шло.  Лева  ездил  на  Карельский перешеек,  в район
станции Рощино,  и корректировал маленький кусочек карты 1:50000, переведя
его в масштаб 1:20000. В основном он насыщал его сетью тропинок, полянками
и дополнял гидрографию.  Осенью на глаза тогдашнему председателю городской
секции  Алексею Леонидовичу Васильеву  попалась  статья,  рассказывающая о
становлении  нового  вида  спорта  -  ориентирования  в странах  Восточной
Европы. Это о чем говорит Лева,  тут же понял  руководитель  ленинградских
туристов  и решил твердо отстаивать  право на жизнь нового вида туристских
соревнований.  Статья  стала  для него  последним  и решающим  аргументом.
Однако  спортивные  власти  были  по-прежнему  неумолимы.   Но  и  Алексею
Леонидовичу твердости и мужества было не занимать,  у него за плечами были
изнурительные бои  на Пулковских высотах  и участие во многих сражениях на
полях Европы.  Он жестко сказал,  что всю ответственность  за безопасность
проведения  соревнований  берет на себя  и в случае провала  готов держать
ответ.  Так фронтовик победил администраторов.  Было решено, что это будут
соревнования   на  приз  Городского  совета  Союза  спортивных  обществ  и
организаций, так именовались тогда спортивные организации.  Назначили день
-  воскресенье   19  июля  1959  года.   Лева  ожил,   весь  погрузился  в
подготовительные  хлопоты  —  вычерчивал  начисто  кальку  карты,  которая
состояла  из двух частей - 1:50000 и 1:20000,  готовил  знаки  контрольных
пунктов (тогда это были красно-желтые матерчатые цилиндры высотой 1 метр),
подбирал судей.  Ему помогали  молодой  преподаватель  туризма  Юра Леонов
(ныне  судья  всесоюзной  категории)   и   Семен  Абилевский  (ныне  судья
республиканской категории).                                               

    Наконец наступило долгожданное воскресенье.  День выдался безоблачным,
яркое  июльское солнце нагревало воздух  почти до 30 градусов.  От станции
Рощино  в сторону посаженной еще Петром I  лиственничной рощи налегке, без
привычных тяжелых рюкзаков шли туристы.  Они  оживленно  переговаривались.
Слышались фразы:  "Днем искать КП неинтересно,  ведь все видно..." — и тут
же,  прямо  противоположная  оценка  предстоящего:  "Одному  искать  будет
трудно, впятером легче лес прочесывать..."                                

    Далеко не все идущие собирались принять участие в новых соревнованиях,
любопытных болельщиков  было,  пожалуй,  даже больше,  в конечном итоге на
старт  все же вышли  около 90 спортсменов.  Утопающая в нетронутой  зелени
поляна  находилась на берегу небольшой речки,  вблизи на высоченных шестах
слегка колыхалось  огромное полотнище  с пятью  заветными буквами - СТАРТ.
Ровно в полдень главный судья Ростислав Рыбин дал старт первым участникам.
Один за другим уходили в лес тогдашние туристы,  вооруженные лишь компасом
Адрианова  (о  жидкостных  в то  время  и  не слышали,  и  не мечтали)  да
самодельной  планшеткой  для непрочной карты.  Тянулось  время,  на финише
никто не появлялся.  Уже  начало  возникать  беспокойство,  даже раздались
голоса  в пользу поиска  "пропавших" участников.  Но этого,  к счастью, не
случилось.  Измученные жарой, крапивой, комарами и слепнями стали  наконец
выходить  и  выбегать   участники  эксперимента.   Лева  успокоился,  стал
расспрашивать  финишировавших.  Они были очень возбуждены и,  как правило,
довольны.  Одним  из первых  прибежал  мастер спорта  по туризму  Анатолий
Муравьев и вскоре выяснилось,  что именно он и стал победителем, преодолев
почти семикилометровый маршрут  (так тогда говорили)  с пятью контрольными
пунктами за 1 час 24 минуты. Его основной соперник, перворазрядник Дмитрий
Максимчук  проиграл  целых  32 минуты,  заняв  второе место.  Впоследствии
А.Муравьев  был начальником  женской дистанции на Всесоюзных соревнованиях
1963 года  в  Ужгороде,  одному  из  первых  ему  присвоили  звание  судьи
всесоюзной  категории,  ныне он почти постоянный  старший судья старта  на
петербургских  соревнованиях.  Среди  женщин  на  первом  месте  оказалась
Т.Силивестрова,  в дальнейшем  не  проявившая  интереса  к ориентированию.
Анатолию Муравьеву пришлось финишировать в тот день дважды, второй раз для
фотокорреспондента газеты.  23 июля  в  газете  "Вечерний Ленинград"  была
опубликована  заметка  со  ставшим  впоследствии  традиционным  заголовком
"С компасом и картой",  в которой сообщалось о прошедших соревнованиях  по
туристскому  ориентированию.  Вопреки опасениям  новая форма  соревнований
понравилась ленинградским туристам.  Следующие  соревнования, состоявшиеся
20  сентября  1959  года  в районе  станции  Шапки  на  осеннем  празднике
ленинградских  туристов,  имели   громоздкое  название  "Ориентирование  с
нанесением  положения ориентира на карту",  что подразумевало  движение по
нарисованному   на  карте   маршруту   (без  маркировки)   с  определением
местоположения КП. Это была своеобразная предтеча маркированной трассы.   

    Той же осенью руководители туристских организаций Ленинграда и Эстонии
А.Л.Васильев  и  А.Раукас  во время традиционной встречи  по обмену опытом
договорились о проведении матча по ориентированию между сборными командами
этих территорий.  Была создана сборная команда Ленинграда,  и  3 июля 1960
года  на  Карельском  перешейке  состоялся  первый  матч.  Уже  в изданной
профиздатом  в 1960  году  брошюре  "Клуб  туристов"  на странице 30  было
отмечено,  что  в  1959  году   ленинградские   туристы   впервые  провели
соревнования по ориентированию на местности.  В последующие годы новый вид
получил повсеместное распространение, постепенно вытеснив закрытый маршрут
из программ слетов,  становясь  с каждым годом  все более  самостоятельным
спортом.  Поклонники  лесного  спорта  с берегов  Невы,  особенно  женский
состав,  многие  годы  занимали  ведущие места в стране,  жаль лишь, что в
последнее время эти позиции во многом утрачены. Многие ветераны первых лет
ориентирования по-прежнему  выходят на старт.  Но и они, и те,  кто теперь
лишь следит  за развитием  отечественного ориентирования,  всегда радуются
успехам российских ориентировщиков,  особенно завоеванию титулов чемпионов
мира, о чем даже невозможно было подумать сорок лет тому назад.           


                             Н.В. Благово,                                

                             старший судья старта соревнований на приз    
                             ГорСпортСоюза 19 июля 1959 г.,               
                             председатель секции (с 1977 года федерации)  
                             ориентирования Ленинграда в 1966—1983 гг.,   
                             СВК, мастер спорта по туризму,               
                             почетный член ФСО России.                    












Материалы опубликованы в журнале "Азимут" No.1 за 2000 г.
Перепечатываются с разрешения главного редактора.

Прилагаемая здесь карта - из архива покойного Л.В.Лебедкина.
(в журнале "Азимут" опубликован другой вариант на ту же самую местность, но нам, по ряду признаков, представляется, что именно эта карта и эти дистанции - с тех самых первых соревнований...)
.
.

Назад

.