Татьяна Свистун

Зарождение ориентирования
в 239-ой школе

История тянется из "глубины веков" ленинградского туризма с его командными ночными закрытыми маршрутами, через ЛГПИ им.А.И.Герцена, где обучался наш главный герой - молодой тогда учитель математики - В.А.Рыжик. Он пришел работать в 239 уже математическую школу из 253, где в свое время был любимым учеником В.В.Бакрылова, но это уже другая история. Валерий Адольфович привел с собой в 94 славную ватагу ребят, которые и стали его первыми помощниками в завоевании школьных "мозгов" внешкольными способами. К тому времени параллельных математических 9-ых классов было уже восемь, а вместе с 10-ыми - одиннадцать. Для тех, кто не учился в 239 "первых созывов", поясняем, что в школу стекались круглые отличники со всего города, полные апломба и самоуверенности. Очень быстро сообразительные ребятки усваивали, что их пятерки в обычных школах соответствовали тройкам, а то и двойкам в математической. Все были угнетены "успехами", новой обстановкой, боязнью "вылететь". На фоне этого бледнолицего, невысыпающегося, подавленного большинства, кучковавшегося "по классовому признаку", интернациональная команда Рыжика выделялась своей шумностью, жизнерадостностью, здоровым юмором и внешней беззаботностью. Основой коллектива был 108, где Валерий Адольфович рьяно осуществлял классное руководство в разных формах : агитпоходы, спортивные и трудовые лагеря, культпоходы, общие дни рождения, турпоходы, и конечно, тренировки и соревнования по ориентированию. Все выходные и праздники были заняты "грязным", а иногда и мокрым ( во время дождя ) делом - "шастанием по лесу", как говорили завистники. Внутри здания со львами, на лестнице или на двери кабинета математики № 32, регулярно стали появляться объявления с приглашением поехать за город и попытать счастья в поисках контрольных пунктов (КП) на трассах ориентирования. После выездов вывешивалась интригующая листовка с оценками и назначался разбор "полетов" с анализом трасс и результатов, а также всего, что происходило в лесу и по дороге туда и обратно. Для Рыжика это был повод поучить, повоспитывать и самому поучиться, а для ребят - возможность встретиться, пообщаться и выразить свое мнение по любому вопросу. Вот в таких демократических условиях и происходило становление ориентирования и как идеального воспитательного средства для "мозговитых школьников", и как нового вида спорта. Мы все вместе, сами того не замечая, очень медленно нащупывали принципы постановки дистанций и способы их прохождения, необходимость корректировки карт и хорошей физической подготовки. Хотя первый год был годом привлечения и обучения новичков, дело постепенно и неминуемо шло к успеху. Как реагировали не охваченные этим движением остальные школьники ? По-разному, как и следовало ожидать. Большинство считало, что ЭТО не для них, и пришли они в школу не за ЭТИМ. ( Хотя Юрию Матиясевичу бегание по лесам не помешало стать МАТЕМАТИКОМ мировой величины... ) Многие присматривались и завидовали, но не решались присоединяться к сплоченному коллективу, да еще занимающемуся никому не известным, экзотическим видом спорта. Только отдельные выдающиеся личности примкнули сами сразу и навсегда, составив затем костяк будущего клуба. Так появились Рома Мельцер, Боря Шойхет, Таня Рыбина, Регина Дворсон, Ира Штейнвейс, Алена Титова (Титоша), Коля Химин. Они приросли к 108, как свои, и помогали "шефу" абсолютно во всех школьных делах. Так пришел Валера Акулиничев и сразу выиграл исторические соревнования - первое первенство 239 осенью 1962 г., причем выиграл у самих "королевских тигров" - Юрия Меньшутина, Саши Гутнера и Саши Мальгина - и их сотоварищей по 94 классу - Володи Скитовича и Саши Яковлева, а главное, у опытного Виктора Гарбарука. Эти парни и составили самую первую сборную школы в пилотках и все остальные сборные, по крайней мере, на 1,5 года, пока новички, ими же привлеченные и обученные, не начали их обыгрывать. Ребята из 94 не просто бегали лучше всех, а для каждой тренировки "совершали гражданский подвиг" : печатали фотокарты, рисовали призмы - знаки КП, а главное, ставили трассы, пока остальные участники дышали воздухом, собирали грибы или пели песни. Это ИМ должны сказать "спасибо" первые мастера и подмастерья 65-66 гг. выпуска, "заболевшие" ориентированием в поисках ИМИ поставленных КП. Пришедшие в ориентирование весной 1963 г. и позже знали не только сильнейших спортсменов школы, но весь 108 в лицо, по имени и фамилии, ибо ОНИ БЫЛИ ПЕРВЫМИ. Вспоминая давно минувшее и свой первый класс, Валерий Адольфович особо отметил "активистов" - Иванова Мишу ( впоследствии известного учителя физики в 239 ) и Володю Некруткина - и пятерых спортсменов : В.Гарбарука, двух Валь - Румянцеву и Горячеву и двух Галь - Козловскую и Бенеманскую. А что же учителя ? Как они относились к новому воспитательному феномену ? Кто из взрослых помогал и поддерживал Рыжика ? Все знали, знают и будут знать Александра Сергеевича Горшкова, как "своего в доску" и "песняра", независимо от того, работал ли он в тот момент в школе и в какой должности. Большое влияние на умы, вкусы и интересы "вундеркиндов" оказал друг Рыжика - профессиональный музыкант и исполнитель - Эрик Блехштейн. Это он привел в школу Александра Городницкого, который станет почетным членом клуба "Шаги", он устраивал вечера песни в школе, он знакомил с лучшими новыми песнями, с новыми бардами, с новым клубом "Восток". Для некоторых Эрик был главным магнитом коллектива. Кроме того, все первые спортсмены выросли под присмотром лучшего друга В.А. - учителя физики конкурирующей школы № 210 - Штейнварга Владимира Натановича. Некоторые до сих пор уверены, что он работал в 239. Нельзя не вспомнить добрым словом Элеонору Ивановну Игнатович - главного специалиста по туристской работе в ДПШ ( Доме пионеров и школьников ) Октябрьского района, к которому и относилась школа. Первенство района по туризму и ориентированию, кстати, было самым первым выходом в свет для новоявленной "спортшколы". Есть подозрение, но нет уверенности из-за раннего склероза, что именно там была первая внешняя победа в беге патрулей Ю.Меньшутин - В.Акулиничев. Абсолютно безотказной была помощь и поддержка Дворца Пионеров, а именно, отдела краеведения и туризма. Нашим ориентировщикам хорошо знакомы имена Г.С.Усыскина, А.В.Агапова, Ю.С.Краснокутского и, прежде всего, Исаака Евсеевича Штейнбука - завуча отдела, а с 1964 г. - руководителя кружка ориентирования. Именно с этого года соревнования по ориентированию приобретают почти современный вид : участники бегают днем и по одному, без стандартного груза за спиной, отмечаются сами на КП, где присутствие контролеров не обязательно. Правда, КП часто ставятся не на ориентирах, а на объектах, не нанесенных на карту, но это уже придирки по тем временам. Именно мз-за плохого качества карт и неразработанности правил постановки дистанций результаты участников были непредсказуемы. Они могли колебаться от полного провала до безоговорочной победы, особенно если спортсмен бежал быстро. Но это будет позже, а пока на старых черно-белых фото мы видим наших дорогих учителей 239 вперемежку с друзьями В.А. и руководителями кружков туризма за общим делом - проведением слетов, тренировок и соревнований. Учительский коллектив 239 школы подбирался директрисой Марией Васильевной Матковской очень тщательно. Она была мудрой женщиной и опытным партработником, ничего не предпринимавшей без оснований и проверок. Прежде всего она сделала ставку на молодых мужчин-педагогов, молодых женщин брала в исключительных случаях и корректно расставалась со всеми учителями, кто не вписывался в комсомольскую ячейку, или, по ее мнению, не соответствовал высоким моральным требованиям. Так что учителя случайно в школу не попадали, и Рыжика она пригласила, зная, какие надежды он может оправдать. Генеральной стратегией передовой школы в те годы был высокий уровень и объем внеклассной работы учителя, часто почти неоплачиваемый. Школьники не должны были болтаться без дела и присмотра ! Чем бы "дитя" ни тешилось : туризмом, литературой или физикой, или каким другим спортом, лишь бы все были заняты. Только сейчас мы понимаем, что Мария Васильевна создала в школе все условия для расцвета туризма с ориентированием, не опутала ограничениями и помогала. Спасибо ей за это от всего ленинградского и всесоюзного ориентирования, ибо выпускников нашей школы знает вся страна ! Теперь мы видим, что для успеха ДЕЛА РЫЖИКА 239 подходила идеально : "молодая почва учеников с мозгами" стояла под парами, учителя - шестидесятники заканчивали педагогические ВУЗы и находили место в расширяющейся школе, но главное заключалось в нем самом - молодость, талант педагога, любовь учеников, космическая энергия, работоспособность, полная самоотдача и бесстрашие перед незнакомым делом. Естественно, помощники-учителя нашлись. Некоторые сразу, как Эдуард Константинович Лявданский и Мирра Гиршевна Кацнельсон. Первый слет, где 239 участвовала, - слет ЛГПИ им. А.И.Герцена на майских праздниках 1963 г., - проводился патриархом ленинградского туризма В.В.Добковичем в Лемболово на р.Кожице. Наши встали на другом берегу с шатрами и заявились несколькими командами на соревнования по "туристскому ориентированию". Это была трасса в заданном направлении, уже без груза, днем, но еще командами, как бы "палатками". Рыжик выставил несколько команд, по-разному смешанных, из соображений, которых теперь не помнит никто. Важно только то, что наши выиграли двумя командами у бывалых студентов, среди которых были туристы с многолетним стажем. Победителями стали Александр Гутнер и две Вали : Горячева и Румянцева. Награждал их сам Добкович. Стало ясно, что пора выигрывать у всех остальных. И началось победное шествие 239 ! Правда, через 35 лет выяснилось, что Гутнер помнит, как он тащил Румянцеву на плечах, а Горячева тянула спереди за руки. Никто другой этого не помнит, дело закрыто, а результат - на грамоте. Через месяц школа выставила 2 полных команды ( по 4 юноши и 4 девушки ) на Городской слет юных туристов, где кроме полосы препятствий проводилось ориентирование в заданном направлении отдельно среди мужских и женских команд. И здесь снова отличились две Вали, капитаном у которых была хромая Алена Титова, а четвертой - новичок Наташа Победоносцева. Теперь уже тащили Наташу, да так старались, что опередили первую команду девушек, а Саша Гутнер с Валерой Акулиничевым и одноклассниками Юрой Меньшутиным и Скитовичем победили без "бурлацких" приключений. Там же наша команда бывалых победила на полосе препятствий, несмотря на сильнейшую конкуренцию со стороны Дворцовских туристов, которые только этот предмет соревнований и уважали. "Бывалыми" назначили ту же отличившуюся мужскую команду, заменив Скитовича на Сашу Мальгина и добавив девушку, а кого - они не помнят. Ясно, что не Румянцеву, а то бы запомнили ! Забегая вперед, отметим, что школа насильственного выигрывания, или "натаскивания на победу" оправдывала себя постоянно : уже через год Наташа Победоносцева оправдала доверие старших и свою фамилию, став осенью 1964 г. чемпионкой Ленинграда в личном зачете...


Эти материалы были подготовлены в 1998 г. для страниц, посвященных 35-летию клуба "Шаги" и впервые опубликованы на сервере 239-ой школы Санкт-Петербурга. Автор проекта - Татьяна Свистун, автор оригинальной компьютерной версии - Александр Бабаев.
.
.

Назад

.