Частное мнение-отчёт о работе президиума ФСО СПб созыва 2007-2009 участника этого президиума Куприенко Дениса

 

Ещё раз повторюсь, что всё ниженаписанное не является отчётом президиума ФСО СПб за 2007-2009гг, а есть сугубо моё частное видение того, что было сделано за эти 2 года и что делать дальше.

 

1.          основные направления деятельности президиума в 2007-2009гг

 

В самом начале работы Президиума созыва 2007-2009 в качестве основных приоритетов работы на 2 года были выбраны следующие: создание адекватного календаря соревнований, проведение на достойном уровне официальных стартов ФСО СПб, создание новых карт, налаживание взаимодействия с клубами, поддержка летней взрослой сборной СПб.

 

2.          календарь

 

За отчётный период удалось наладить заблаговременное появление календарей, как летнего, так и зимнего, в отличие от прошлых лет, когда календарь появлялся уже после начала соответствующего сезона. Летний календарь стал гораздо насыщеннее, исчезли «дыры» в разгар сезона. По возможности удавалось избежать наложения стартов по воскресениям (что связано со спецификой субботних и воскресных стартов: субботние старты гораздо менее рентабльны, чем воскресные). В мае 2009 были освобождены выходные для поездки сборной СПб на Чемпионат Прибалтики.

Много претензий возникало по поводу наложения официальных городских стартов на российские. По этой причине календарь 2010 года был заранее обсуждён с представителями клубов на клубной встрече, в результате чего в предстоящем летнем сезоне такие накладки должны быть сведены к минимуму.

 

Зимний календарь в прошлые 2 зимы подвергался изменениям по ходу сезона, что было связано со сложными погодными условиями (отсутствием снега). За проведение зимнего сезона 2009-2010 взялась инициативная группа во главе с Олегом Кисилем при содействии президиума ФСО СПб, что позволило создать сверх-насыщенный календарь на предстоящий зимний сезон. О том, насколько эффективной является идея привлечения со стороны менеджера-организатора, станет понятно весной 2010г.

 

3.          карты

 

Проведение официальных городских стартов летнего сезона по новым картам было одной из задач Президиума. Стоит отметить, что большая часть стартов Чемпионата СПб в сезонах 2008 и 2009 была проведена по новым картам. Не все карты отличались высоким качеством рисовки, тем не менее это направление лично мне кажется очень важным. Основными трудностями в создании новых карт являлись поиск источников финансирования и острая нехватка высококвалифицированных рисовщиков.

Часть карт была создана на средства меценатов. Для налаживания схемы по ежегодному возобновлению картфонда президиумом была разработана следующая схема: официальные старты ФСО должны проводиться на условиях самоокупаемости (главным образом, за счёт стартовых взносов), а деньги, выделяемые спорткомитетом на проведение официальных стартов (порядка 20 тр на один старт в сезоне 2008 – на медицинское обеспечение и туалеты) по возможности откладывать на создание новых карт. Такая схема сработала в 2008-м. В 2009-м финансирование СК было существенно урезано, а выделяемые на старты чемпионата СПб деньги (в тех случаях, когда они выделялись) целевым образом шли на оплату навязанных СК туалетов и машины скорой помощи. Поэтому схема перестала работать.

Тем не менее, большую часть стартов летнего Чемпионата СПб 2010 планируется провести по свежим картам. Вопрос с финансированием рисовки этих карт находится в процессе решения.

 

Много раз поднимался вопрос о создании базы данных карт с тем, чтобы упорядочить вопросы использования, правообладания карт итп. Такой инструмент был создан на О-сайте силами М. Раера, однако кроме представителей Северного Ветра, никто им не воспользовался.

 

4.          проведение официальных стартов

 

·  Зимние сезоны.

Про зимние сезоны 2007-2008 и 2008-2009 говорить не буду, так как это было скорее латание дыр, чем чёткое планирование.

Зимний сезон 2009-2010 отдан на проведение инициативной группе под руководством Олега Кисиля. Надеюсь, им удастся повысить качество проводимых зимних стартов. Предстоящий сезон покажет.

 

·  Летние сезоны.

Летний сезон 2008 президиум проводил под собственным контролем: нанимались исполнители, они обозначали бюджет, стартовые взносы собирались бухгалтером ФСО, после чего происходил расчёт с исполнителями с учётом качества проведённых стартов. За проведением старта наблюдал супервайзер из президиума.

В летнем сезоне 2009 было решено дать клубам возможность проводить официальные старты на условиях самоокупаемости (за счёт собранных взносов, установленных президиумом). Такая схема оказалась заметно более эффективной, чем схема 2008-го года. Качество проведения стартов возросло, это отмечали многие участники. Да и для клубов появилась хорошая возможность реализовать свои клубные задачи: привлечь максимальное количество членов клуба, включая родителей детей, для проведения столь крупного проекта, как Чемпионат СПб, заработать на проведении старта, повысить статус клуба итп.

 

Ещё стоит отметить, что за отчётный период стоимость стартовых взносов на летние официальные старты сохранялась на одном уровне (150 р со взрослого участника). Более того, такой уровень взносов планируется оставить и на летний сезон 2010.

 

Также стоит отметить, что впервые за долгое время почти на всех официальных городских стартах проводилось награждение (иногда в день старта) медалями оригинального дизайна (не стандартная железка от спорткомитета) и дипломами.

 

5.          взаимоотношения с клубами

 

Президиум провёл 3 встречи с представителями клубов ориентирования. На первой встрече (зимой 2008-го) большинство клубов высказались за проведение клубного зачёта по летним стартам. В итоге президиум разработал и провёл в летнем сезоне 2008 Кубок СПб, с личным и клубным зачётами.

По итогам 2008-го года были учтены недостатки и пожелания, после чего Кубок 2009 прошёл на более качественном уровне.

Важным шагом стала предоставленная клубам возможность проведения стартов Кубка, реализованная летнем сезоне 2009 (см. п4).

На мой взгляд, клубное движение является наиболее эффективной моделью развития ориетирования в городе.

 

6.          проведение Кубка СПб

 

Проведение Кубка СПб в ходе последних двух летних сезонов считаю удачным и своевременным. Это тот формат, который нужен клубам, поскольку позволяет им соревноваться на клубном уровне. Личный зачёт привёл к появлению личного рейтинга. К сожалению, по ряду причин личный кубковый рейтинг не вполне адекватно отражал положение дел. Начиная со следующего сезона формула кубка должна стать более справедливой.

 

7.          финансовый баланс

Данные, предоставленные бухгалтером ФСО СПб.

 

Финансовый отчет за 2008 год -- http://o-site.spb.ru/_races/FSO/FSO_finreport2008.htm

За 2009 год есть лишь финансовый отчет в части наличных денег, попавших в кассу ФСО СПб:
Приходная часть: 54 975 руб

Расходная часть: 55 326 руб


Остаток на балансе ФСО за 2008-2009гг: -351 руб

 

Детальный баланс я не могу публиковать без решения президиума.

8.          работа со спонсорами и меценатами

 

Благодаря меценатам (спонсорам) было создано несколько карт, по которым проводились, в частности, некоторые виды программы летнего Чемпионата СПб. Благодаря их поддержке были изготовлены медали к юбилейному, 50-му Чемпионату города. Также спонсоры обеспечили сладкими призами награждение на официальных летних стартах сезона 2008. При поддержке меценатов была организована поездка сборной СПб на Чемпионат Прибалтики в 2009-м. Также, насколько мне известно, при помощи меценатов был оплачен один из годовых взносов в ФСО России. Может быть, что-то упустил.

 

Вообще говоря, это направление работы практически не ведётся. В перспективе нужен грамотный человек, который бы целенаправленно занимался работой со спонсорами и меценатами.

 

9.          сборная СПб

 

Ещё в начале деятельности прездиума 2007-2009 было решено, что при наличии средств есть возможность и имеет смысл поддерживать только летнюю взрослую сборную СПб.

Как оказалось, выделяемых СК средств только только хватало на то, чтобы отправить сборную на ЧР (который осенний). С одной стороны, это явный прогресс, поскольку предыдущие годы наша сборная на ЧР не отправлялась. С другой стороны, этого явно недостаточно для прогресса сборной и достижения приемлемых результатов. По крайней мере на последних двух чемпионатах наша сборная особо не отличалась.

На данный момент лично я не вижу финансовых возможностей для эффективной работы с нашей элитой, кроме как спонсорской поддержки. А это уже – см. п8.

Знаю, что есть успехи у нашей молодёжи (детские и юношеские группы). Однако президиум к этим успехам может иметь лишь косвенное отношение (повышение качества городских стартов итп).

Позитивным моментом считаю организованную по инициативе К.В. Волкова и при частичной поддержке меценатов поездку сборной на Чемпионат Прибалтики, поскольку это несомненно вносит свой вклад в прогресс молодых и способных.

 

10.       взаимоотношения с ФСО России

 

Здесь информация, которой я обладаю, весьма туманна и неоднозначна. Знаю, что отношения у ФСО СПб и ФСО России были весьма напряжёнными. Частично это было связано с неуплатой годовых членских взносов в ФСО России. Что сказывалось на получение мастерских разрядов итп.

Мне кажется, что при налаживании нормальных связей с центральными органами можно было бы получать больше дивидендов для региона, как, например, проведение крупных российских и международных стартов.

 

11.       база данных

 

За 2 года было предпринято несколько попыток организовать процесс по созданию общей базы данных спортсменов СПб и ЛО, что упростило бы процесс заявки на соревнования, дало бы удобный доступ к архивным результатам и тп.

На последней встрече на эту тему, которая состоялась весной 2009-го (присутствовали Раер, Сенин, Курдюмов, Антипов, Гусев, Куприенко), даже была разработана более-менее адекватная концепция по созданию такой базы. Однако, как всегда, дело встало из-за отсутствия конкретных исполнителей, которые могли бы или написать новый код, или адаптировать уже существующие (в других регионах).

На мой взгляд, за бесплатно этот вопрос решить маловероятно. Мотивации тех, кто хотел бы помочь, хватает только на общие вещи. Конкретного исполнителя надо нанимать за деньги.

 

12.       коммуникация с О-общественностью

 

За последние 2 года существенно вырос уровень общения ориентировщиков на основном дискуссионном пространстве – форуме О-сайта. Несмотря на горячность некоторых авторов, дискуссия обычно ведётся на вполне адекватном, соответствующем уровню Петербурга, уровне. Что выгодно отличает нас от других дискуссионных пространств (типа гостьбука Москомпаса).

Уровень общения между членами президиума и общественностью также существенно вырос. Зачастую обсуждение на форуме в итоге приводит к принятию президиумом тех или иных решений.

К сожалению, информирование о работе президиума было не на высоте, что связано с несвоевременным появлением протоколов заседаний в сети. Похоже, эта проблема перетекла и в нынешний состав президиума.

Важным инфопространством в работе президиума стал внутренний форум О-сайта (с доступом только для членов президиума ФСО СПб), на котором стало возможным обсуждать текущие вопросы без созыва заседаний. Однако пассивность некоторых членов президиума в интернет-общении не позволила сделать внутренний форум эффективным средством для принятия решений.

 

13.       сопутствующие виды

 

Помимо бегового и лыжного ориентирования, в ведении ФСО СПб вообще говоря находятся и такие виды, как велоориентирование и рогейн.

Их развитие за последние 2 года чётко показало, насколько важным является наличие энтузиастов, двигающих дело. Особенно в условиях отсутствия государственного финансирования.

Если в рогейне, где 2 конкурирующие бригады организаторов (Антипова-Озерова и Шумского) позволили создать очень насыщенный календарь, благодаря чему количество и стартов, и участников за последнее время значительно выросло, то в велоориентировании, где наблюдался некий подъём с начала 2000-х, всё как-то медленно и тихо загибается. Количество стартов в этом году сократилось до 2-3, если не ошибаюсь. Да и число участников как-то не растёт, несмотря на явный рост МТБ спорта в целом.

Поэтому перспективы велоориентирования в нашем городе пока весьма туманны.

А за рогейн и рогейнеров стоит лишь порадоваться. Более того, привлечение на соревнования по рогейну участников из сопутствующих видов активного отдыха (туризм, мультиспорт, МТБ) приводит к тому, что эти люди пополняют и ряды участников традиционных соревнований по ориентированию, что не может не радовать.

 

14.       перспективы

 

Моё личное мнение: Президиум ФСО СПб не является эффективным инструментом для решения большинства вопросов, стоящих перед нашей О-общественностью.

На мой взгляд, целесообразным было бы создание Совета Клубов, который взял бы на себя многое из того, что лежит сегодня на президиуме. Это и проведение летнего Кубка (инициатором которого были как раз клубы), и формирование адекватного календаря (в этом году летний календарь 2010 был во многом создан на основе рекомендаций клубов), и проведение официальных стартов силами клубов, и создание новых карт, и поиск спонсоров-меценатов, и многое другое, что гораздо эффективнее может быть решено инициативными представителями клубов. Поэтому одной из ближайших задач я вижу подготовку клубной встречи, на которой можно было бы принять решение о создании такой эффективной структуры. После чего за ближайшие 2 года осуществить плавную передачу части полномочий от президиума ФСО СПб к Совету Клубов.

За Президиумом, безусловно, должны остаться все формальные вопросы, связанные с деятельностью ФСО СПб (взаимодействие с ФСО России, с СК, документооборот итп), сборная СПб, контроль за формированием календаря и проведением официальных городских стартов.