Шведские Каникулы или

Как мы на почти что Чемпионат Мира по мультиспорту сгоняли

 

рассказ участницы The Raid adventure racing World Cup Александры Конториной

 

 

Горы. Солнце. Сугробы. Старт. В 4 часа ночи 4 июня.  Если вы хотели увидеть гонку не похожую ни на что из того, что видели раньше, то приехали по адресу. На второй этап Кубка мира The Raid в Риксгренсен. Шведский горнолыжный курорт, в километре от которого уже Норвегия.

 

Непохожесть первая.

Куда мы отправлялись, мы знали: на самый север Швеции. Но не думали совсем, что в июне, практически каждый день там будет идти снег. К тому же, что будет абсолютно круглосуточно светло. Даже сумерки не наступают. Полярная ночь это или день - как правильно называется, я не помню, но когда ехали на место на своем микроавтобусе, то часа в два-три ночи местами в глаза слепило солнце. А ехали мы прямо из Москвы. В Питере забрали Юру Бородулина и в итоге накрутили 2000 километров. А так далеко ехать своим ходом решили потому что.

 

Непохожесть вторая.

потому что везти на эту гонку надо было:

- кошки

- снегоступы

- лыжи

- велики

- гидрики

- телескопические палки

- 3 палатки

- обвязки+железо

- кучу всякого обязательного барахла, вроде приборов для обнаружения в лавине

- ассистента

- микроавтобус

 

В отличие от привычных для большинства наших соотечественников гонок, на которых снаряжение для следующего этапа (каноэ, например, или велосипеды и пр) перевозят организаторы, здесь все необходимое для гонки, перевозит сама команда на своем микроавтобусе и со своим ассистентом. Притом взнос платится: 900 евро. Получается, наверное, очень бюджетно.

Вместе с этим ассистентом передвигается и четвертый член команды, потому что гонку бегут только трое, а этот четвертый в это время отдыхает. Кто – решают сами члены команды, правда, тетенька наслаждаться теми же видами природы, но из окна микроавтобуса, может только три этапа.

И это еще не все. Между каждым этапом есть определенное время – ожидаемого финиша первых команд и максимального старта на следующий вид. И если в этот период времени вы не укладываетесь, то на следующий этап, вас не выпустят. Причем, между финишем и стартом должно пройти как минимум 15 минут. Но. Гонку продолжить вы можете, даже если не уложились в это время. Потому что за пропущенный этап, вас не снимут, а только начислят время команды показавшей на этом участке пути худший результат, плюс один час. Из всех этих отрезков и складывается время гонки. Хотя кажется уже никому ничего не понятно... Ну да ладно. Может, прочитаете этот абзац еще пару раз?

 

Непохожесть третья.

Непривычно как-то, когда гонка началась, и твоя команда вместе со всей толпой побежала в гору, стоять и смотреть вслед. Немножечко, что называется облом, немножечко переживательно, немножечко чувства «мимо кассы». Впрочем, так у большинства команд: первый этап лыжи + велосипед и ударный старт мужиков. К тому же у нас все лыжники и Юра Бородулин, и Ваня Кузьмин, и Коля Припусков, в отличие от меня, физкультурницы. Правда, намазались они, оказывается, плохонько. Старт в гору (потому что Риксгренсен это, как уже говорилось, горнолыжный курорт), большинство команд идет на специальных шкурах, а наши решили шкуры не брать вообще: «Мы же лыжники! Намажемся.» Вот и пляшут теперь на руках. В мазь не попали. Ну да ладно. Разберутся. Жаль, конечно, и сил и времени.

Хотя мне самой по условиям гонки потом можно будет передохнуть только один раз - этот переход считается за два этапа. Поэтому я с неспокойною душой (волнуюсь все-таки), но с чистой совестью (мне еще дальше бежать) отправляюсь, в автобус спать.

 

В нашу гавань заходили корабли.

Вы бы видели, граждане, какие у них паруса! Это не просто паруса и даже не сложно паруса, а целые снаряды. Мозги гениев приключенческих гонок трудились над их разработкой! Заботливые руки вычерчивали выкройки и выкраивали чертежи…Трапециевидные и змееподобные, с прозрачными вставками, различными материями и наверняка какими-нибудь легкосплавными материалами!

И вот на фоне всего этого великолепия, порядочными зигзагами, а то и вовсе вокруг своей оси пытается плыть каноэ с тремя русскими, которые уселись в него впервые в жизни, прослушав краткий теоретический курс «Управление веслом». Но! Через некоторое время красное каноэ, еще больше зарделось, потому что впереди сидящая русская горделиво развернула на носу тент от палатки, привязанный за стропы к двум запасным веслам. Потому что парус накануне гонки мы решили не готовить, и лодкой-то управлять не умеем. Но! Ветер попутный и соседи, глянь.. в общем, велико влияние коллектива.

Причем не все оказалось так тускло, даже учитывая то, что я не гребла вообще (потому что держала весла, на которые был намотан тент) двигались мы теперь уже примерно с одинаковой скоростью относительно близплывущих команд. Правда, через некоторое время, по маршруту нам пришлось заплывать во Фьорд и грести против ветра. Так что парад достижений закончился, и все обыденно замахали веслами.

Ваня Кузьмин к тому времени уже поднаторел в управлении, и нас почти не мотало. Только вот грести все оставшееся время мы могли только на одну сторону. Потому что в управлении на вторую руку Ваня поднатореть не успел. А пробовать это против ветра оказалось себе дороже. В общем, русские похрипывали, поскрипывали, но, тем не менее, даже обогнали одну команду и были обогнаны двумя другими.

На берегу нас обрадовал Юра, который каноэ пропускал: длинный этап треккинга (лыжи) отменили. Сказали из-за погоды, но нам подумалось, что, глядя на измотанных первым лыжным этапом участников, организаторы засомневались в корректности объявленного времени. Короче не суть важно, вместо этого нам предстоял забег на гору, спуск по скале на веревках и обратно к каноэ.

Ничего примечательного, кроме того, что сидя на скалах, снегу и ветре, мерзнув в очереди на веревки (но с отсечкой!:)) мы распевали песни, а вниз по крутому снежному склону скатывались на пятых точках, на этом этапе не было. Внизу освежеванный, т.е. отдохнувший, Коля, с нашим ассистентом Сашей Тремпольцевым, впечатлили опорой для паруса, которую смастерили из лыжных палок. Ветерок дул приличный.

Конструкция оказалась действительно красивая, но безжизненная. Все тот же тент от палатки надуваться в парус не хотел, потому что со всех сторон его подпирали лыжные палки. Еще они подпирали впереди сидящую меня, поэтому гребануть, как следует вывесившись вперед, из-за них не получалось. Отбив пальцы, будучи раза три обогнанными, и пару раз между собой поруганными, мы пропыли очередные 11 километров.

 

Здравствуйте ролики.

Вот это этап так этап. Около 40 километров качественного норвежского асфальта, вдоль фьорда мимо водопадов, с крутыми спусками и поворотами. Конфетка! Ролики у нас были самые манерные, на четырех, но очень больших колесах, небезызвестной в мире AR фирмы, на которых до этого мы успели провести четыре тренировки на небольшой, но очень харАктерной лыжероллерной трассе в Одинцово. Настолько харАктерной, что Коля Припусков оставил на ней свои полбока. Повороты и спуски там, злые. А ролики без тормозов…

На гонке этот этап Коле ехать не пришлось, решили поставить меня. Наверное, правильно. В итоге мы показали шестое время, проиграв лидерам всего лишь 4 минуты. Почти всю дорогу ехали паровозом: передний разрезал воздух, поэтому следующие ехали быстрее и толкали первого вперед. Держались за руки. Все крутые и опасные участки, на которых по рекомендации организаторов лучше было ролики снять и пройти пешком, преодолели как болид Формулы один. Ассистенты потом рассказывали, что народ на них кувыркался, перелетал через забор и истошно вопил.

Потерпели, конечно, впереди идущие местами менялись. Времени 9 часов вечера, впереди кемпинг, бульон из цыпленка и старт следующего этапа в 5 утра. Отдохнем. Хоть и тяжело, а лично мне этот скоростной этап больше всего в гонке понравился.

 

Прощай бульон.

В лагере бульона не было, как и чая, и сахара. Все это наш ассистент-новобранец забыл дома. Обидно. Очень. Спасительный цыпленок морозится в холодильнике. Будем есть колбасу. Заварку взяли у Ани Медведевой из Питера, которая здесь бежала с поляками, сахар раздобыли в школе по соседству.

Пока идем 12-ми. На 10 минут обгоняем эстонцев, которые стали победителями на первой серьезной для нас гонке в Латвии. Было это почти год назад. Привезли тогда нам уйму времени, и были мы четвертыми. А сейчас приятно. Растем. Только вот спали в итоге, опять два часа. Как и перед самой гонкой. Кто ворочался, кто болтал, все-таки устали.   

Утро. Впереди опять лыжный этап. Юра, похоже, настроился серьёзно. Я опять пропускаю. Это мой второй и последний отдых, и возможность поспать еще. На этот раз мазь на лыжи положила щедрая рука Юры Бородулина. Чуткая Колина рука взялась было за свои, но мази на них не ощутила. Потому что по изначальному плану готовились мои. В общем, хорошо, что все это вспомнили до старта, времени перемазываться не было, и Коле достались мои лыжи, а потом еще и выяснилось, что с собой на этап сонные бойцы мазь не взяли. Забыли.

Что у них там были за приключения в горах мне не ведомо. А скакали они по самым верхушкам. L Хотя мне потом от этого даже завистливо было. Говорят красиво и тяжело. С гор, как и в первый раз, возвращались с видом героев. Национальных таких. Русских Муромцев-Поповичей. Впрочем, дальше и рассиживаться сильно не пришлось. Времени до закрытия старта было немного. Ваня остается в первый раз за гонку отдыхать, а я с Колей и Юрой, привязав к рюкзакам обязательные снегоступы, отправляюсь на треккинг.

Еще очередные 500 метров набора на перевал, пот градом и дальше бегом. По горной тропинке, ручьям, болотам и снегу. Этап всего 12 километров, я свеженькая, хочется бежать вприпрыжку, а мужики после лыж. Бегут в своем темпе, не быстрее. На сколько возможно стараюсь задавать темп побыстрее. Обидно, тем более, что по пути нас обогнали три команды. Правда, на спуске выяснилось, что по лесу вниз эти франко-испанцы бегать не умеют. Теперь обогнали их мы. В итоге на этом этапе у нас 15-й результат. Мужики молодцы, к концу ускорились.

Теперь остался последний этап 5 километров каноэ + 14 километров треккинга + веревки. Команды сами выбирают, что им брать на треккинг, лыжи или снегоступы. Судя по карте, как минимум 5 километров пути будут по снегу. Ваня говорит, что большинство уходили со снегоступами. Решаем, что даже если снега много, то после такой оравы должна уже быть тропа. Тащить лыжи палки еще и ботинки чересчур, тем более после каноэ, к железу, которое лежит в рюкзаках для этапа веревок, еще добавятся гидрики. Меняем Колю на Ваню и отчаливаем.

Вот в этот первый и единственный этап каноэ нас никто ни догнал, не обогнал. Приятно. Тем более Юра греб в первый раз и был повеселее. На берегу отсечка. Команды выпускают с интервалом в три минуты.

 

Рюкзаки.

Рюкзаки у нас получились килограммов по 8. Бежать до веревок 4 километра. С плавным набором высоты. Жарко, тяжко, самое ужасное, это вес за спиной, ощущение навьюченности. Отдохнувший Ваня зажигает. Теперь мы с Юрцом бежим в своем темпе. Тем не менее, догоняем предыдущую команду. Тоже неплохо.

Слева водопад. Через него со свистом на flying fox проносится участник. Веревки оказались приятным развлечением для команд. Хоть и тащить ради этого приходиться все железо. 

  Еще немножечко отдыха в очереди и опять бегом. Ваня забрал мой гидрик, и мне уже совсем хорошо бежится. Бежим по тропе, которая идет по крутому склону. Местами по снегу. Внизу красиво, но и улететь во всю эту красоту можно запросто.

  Под ногами снег, сверху сыпет дождь, ветерок задувает. Самая промозглая погода. А в неопреновых носках как дома. По пути догоняем еще две команды. Одна из них состоит из двух питерцев и двух американцев. Все равно свои. Так все вместе и двигались. Только Юра быстрее не может. Есть-пить отказывается, а силам взяться неоткуда. Про кушать понятно. К этому времени внутрь уже ничего не лезет. До оскомины наелись всех этих энергетических батончиков и гелей. Пьем тоже чистую воду. Я все равно ем через силу. Уже скоро финиш, немного, Юра не сдается тоже. Т.е. покушать наотрез отказывается. Хотя ненамного эти команды мы все же обгоняем.

Наш горнолыжный курорт, где был и старт, а теперь и финиш, уже нарисовался. Теперь в горку по асфальту к арке и последнему КП. Тут даже поускорялись. Те две команды пытались нас достать.

 

Финиш.

Коля. Пиво. Сыро. Радостно! Мы четырнадцатые из 36 команд. В своей подгруппе стран – вторые. В финал, т.е. Чемпионат мира, входят первые пять. Эстонцам привезли 20 минут, они 16-е. Приятно и тяжело. Когда ехали сюда, интересно было посмотреть, что же мы все-таки представляем на фоне серьезных команд. Это уже не местечковая и не экзотическая гонка. Оказалось, что вполне. Хотя так как мочат лидеры… Конечно, может они не выкраивают свободное от работы время на тренировки, а тренировки это их работа. Но войти в десятку мы могли и сейчас. Каноэ нам! Каноэ!

А на следующее утро, как обычно это и бывает в Риксгренсене 6 июня, пошел снег.       

 

 

Александра Конторина, cпециально для O-site.spb.ru          

Ссылки на фотографии Ильи Гусева

   

 

Вдогонку: комментарий к гонке Юры Бородулина:

 

Обычно я пишу: как я проиграл мультигонку, а в этот раз можно написатьпо-другому: как нам удалось занять 14-е место (или впечатление о кубке мира по мультигонкам).

 

В общих чертах, по итогам гонки мы смогли бы занять не выше 8 места, поскольку участвовать в борьбе с профессионалами достаточно тяжело. В связи с отсутствием опыта участия в международных гонках нашей командой были допущены просчеты технического плана в обеспечении нужным снаряжением команды. Поэтому мы откатились на несколько мест ниже нашего возможного пребывания в финишном протоколе.

 

Вообще впечатления от гонки остались самыми положительными:

доброжелательные судьи, правильно стоящая дистанция, хорошее  обеспечение страховки, разумный набор сложности дистанции для  спортсменов и никаких накладок технического плана. Ко всему этому  надо стремиться на наших мультигонках.

 

Уровень подготовки ведущих команд оказался выше российского, остается надеяться, что и наш уровень дорастет до международного с помощьюроссийских спонсоров.

 

Формат гонки несколько отличается от нашего. Есть возможность отдохнуть между этапами во время работы КП, на котором идет смена видов. Учитывается только чистое время гонки, отметка электронная. Поэтому скорости прохождения на этапах возрастают.

 

Данная гонка оказалась больше зимней, чем летней. Больше половины времени борьба проходила на снегу выше 500м. Практически при любой возможности организаторы загоняют в горы до 1500м, и такое было неоднократно. Очень бы пригодились лыжи с камусом, которых у нас не было.

На протяжении гонки проверялось наличие обязательного снаряжения, за отсутствие оного добавлялось  штрафное время. Рюкзаки были нелегкими 5-8кг, взависимости от этапа. Очень много фото и киносъемок.Фотографы не ленивые, заползают черт знает куда, снимают с вертолета.

 

Ориентирование достаточно простое, КП стоят очень редко и являются ключевыми точками для направления пути на дистанции. Везде находятся судьи. Отметка всех членов команды должна укладываться в 20 сек..На случай непогоды сложные точки заданы координатами и беруться с помощью GPS, который необходимо носить с собой. По большому счету нужно ломить за первыми и в карту можно не смотреть.

 

Самая провальная часть для нас оказалась этапы на каноэ. Видимо, нужно весла не только опускать в воду, но и напрягаться при этом. Бороться реально со всеми, даже с лидерами. Важно скорректировать тренировочный процесс.